Оставить заявку

Просвещение про освещение, или сколько света должно быть на рабочем месте парикмахера

03.11.2022

Примерно 70 процентов владельцев российских салонов красоты отмечают наличие жалоб парикмахеров на освещение в парикмахерском зале. Но далеко не все руководители готовы заняться решением этой проблемы, поскольку немногие представляют истинный размер ущерба: порой расходы в сотни тысяч рублей на аренду помещения, его ремонт и оборудование, закупку самых современных препаратов бывают перечеркнуты неправильным подбором и размещением осветительных приборов.

Всё крайне просто. Одна из самых востребованных услуг парикмахерского зала – окрашивание. Оказать ее максимально качественно возможно, только имея правильное освещение, гарантирующее точнейшее восприятие самых тонких цветовых оттенков и клиентом, и мастером. А если цветопередача в салоне искажена, клиент выбирает не то, что хочет, и даже больше – не видит, в какой цвет на цветовой палитре красителя указывает пальчиком. В итоге результат услуги окрашивания получается не таким, каким его планировал увидеть клиент, и, более того, при неправильном освещении даже воспринимается не таким, какой он на самом деле.

Между тем специалисты давно разработали целый свод четких правил, соблюдение которых позволяет избежать серьезных ошибок в освещении парикмахерского зала. Познакомить с этими правилами наших читателей любезно согласился Сергей Забалуев, генеральный директор компании WELONDA.

Для начала определим: свет, о котором мы рассказываем, технический, он нужен для работы парикмахеров, и его следует отличать от интерьерного освещения, призванного сделать ваш салон красивым и уютным для клиентов. Технический свет имеет исключительно одну функцию: он должен гарантировать точную цветопередачу.

Только в конце 90-х годов владельцы отечественных салонов красоты поняли, что со светом на их предприятиях надо что-то делать: нормально работать с пришедшими в страну профессиональными красителями с имевшимся тогда освещением было просто невозможно. Принятые в нежилых помещениях холодные люминесцентные светильники сильно искажали цвета. Тогда их попробовали использовать совместно с источниками теплого света. Кстати, на многих предприятиях индустрии красоты до сих пор так и поступают. Но результат-то нулевой, как и уровень знаний большинства владельцев салонов (в том числе самого высокого уровня) о специфике освещения парикмахерского зала. Даже отечественные нормы СанПиН регламентируют уровень освещенности всего 400 лк.

Уровень освещенности измеряется в люксах (лк). Например, в светлой комнате вблизи окна – примерно 1000 лк, а ночью в полнолуние – 0,2 лк.

Требования российского СанПиН противоречат определенному психологами эффекту Бецольда – Брюкке, согласно которому чем ниже уровень светового потока, тем больше искажаются нашими глазами оттенки цветов, тем менее точна цветопередача. Не случайно за рубежом (где профессиональные красители появились раньше, чем в нашей стране, и требования клиентов к результатам окрашивания десятилетиями (до 90-х) были несоизмеримо выше, чем в СССР) установленный правилами уровень освещенности рабочего места стилиста – 900–1000 лк. Именно при таком уровне освещенности человеческий глаз адекватно распознает цвета. Вдумайтесь в разницу между этими цифрами!

900–1000 лк – это достаточно яркий свет, но он и нужен не по всему помещению салона, а исключительно в рабочих зонах мастеров-парикмахеров. Их две: спинки кресел, то место, где находится голова клиента, и мойки (здесь желательны 700–800 лк), поскольку мастера часто оценивают результаты окрашивания именно в зоне моек, а многие проводят в данной зоне процедуру тонирования волос.

Технический свет в рабочих зонах парикмахеров должен быть максимально приближен к естественному освещению, чтобы клиент и мастер видели каждый тон таким, каким он будет в реальной жизни.

И здесь мы сталкиваемся с серьезной проблемой: естественная освещенность сильно меняется в зависимости от времени суток (с наступлением сумерек способность восприятия цвета резко снижается). На рассвете, в полдень и вечером одни и те же оттенки мы видим по-разному. Более того, даже в разных частях мира один и тот же оттенок воспринимается при естественном освещении чуть-чуть иначе просто из-за особенностей освещенности солнцем того или иного участка Земли.

Для наших широт эталоном естественного освещения, временем, когда цветопередача считается максимально точной, принято условно считать время спустя 3 часа после рассвета или за 3 часа до заката. Этот свет считается нейтральным белым, к нему мы и должны стремиться. Чтобы узнать, что такое белый свет, познакомимся с еще одним показателем – измерением цветовой температуры.

Значение цветовой температуры указывает на преобладающий цветовой оттенок источника света. Чем ниже значение цветовой температуры, тем свет более теплый, а чем выше цветовая температура, тем свет более холодный. Чем теплее свет, тем он более оранжевый, желтый. Чем холоднее, тем синее. Цветовая температура измеряется в кельвинах (К).

Свеча – 1800 К, лампочка накаливания – 2700 К. Это очень теплый спектр. Для правильного восприятия цвета он не подходит. Причина: все производители красителей добавляют в холодные оттенки синие пигменты. Окрашенные в один из таких тонов волосы при желтом свете приобретут… зеленоватый тон. «Холодные» блондинки при теплом свете получат визуальный эффект бурого или зеленоватого оттенка волос – это и будет вызванное освещением искажение цветопередачи. При том же свете теплые тона будут казаться значительно более яркими, чем на самом деле, а нейтральные блонды – более желтыми. Представляете, какими увидят себя и что почувствуют клиенты, желавшие получить в результате процедуры совершенно другой оттенок волос? Они будут разочарованы (возможно, сильно расстроены), и им даже не придет в голову, что на улице при естественном освещении их цвет волос изменится!

Именно поэтому в рабочей зоне парикмахера необходим нейтральный белый свет (4000 К).

Третий важный для освещения рабочей зоны в парикмахерском зале показатель – индекс цветопередачи.

Индекс цветопередачи CRI (или коэффициент цветопередачи Ra) – параметр, который описывает, насколько натурально выглядят окружающие нас предметы в свете конкретной лампы. Его более высокое значение индекса цветопередачи означает более точное воспроизведение цвета объекта при использовании данного источника света.

Объясним проще: «идеальный» свет включает в себя всю гамму цветов, но лампы передают ее не полностью, а частично, упуская какую-то часть цветового спектра. И это тоже может изменить восприятие оттенков окружающего мира человеческим глазом. Для успешной работы стилист должен пользоваться лампами, излучающими максимально большую часть цветового спектра. На современных лампах производители ставят маркировку Ra или CRIобозначающую данный показатель, он измеряется в диапазоне от 0 до 100. В рабочих зонах стилиста индекс цветопередачи должен быть 90 и выше, то есть максимально приближенным к идеальному свету, содержащему в себе все оттенки цветов. Источник света с показателем цветопередачи Ra = 100 излучает свет, оптимально отображающий все цвета; индекс цветопередачи у солнечного света также принимается за 100.

Не менее важен при подборе технического освещения угол, под которым рассеивается свет. Если угол выбран неверно, то на части волос клиента, когда он садится в кресло, образуется тень, сильно затрудняющая работу стилиста. Волосы и лицо клиенты должны быть полностью вне тени! Ибо оценивать результат окрашивания он будет в виде своего цельного образа – лица, обрамленного волосами.

Правильное расположение источников света – проекция головы клиента, свет должен падать прямо на голову клиента: ни спереди, ни сзади. Добиться этого можно разными путями: два светильника по сторонам от клиента друг напротив друга, серия светильников прямо над головой клиента.

Достаточно часто, хорошо осветив волосы, мы тем же светом накладываем нежелательные тени на лицо клиента и не только высвечиваем все имеющиеся недостатки, но и создаем при помощи игры теней новые (мешки под глазами, например). Нейтральный белый свет необходим для верного окрашивания, но не очень подходит для освещения лица, поскольку именно он ярко высвечивает все дефекты кожи. Чтобы она смотрелась хорошо, необходим свет теплого спектра.

Есть разные способы убрать тени с лица клиента. Чаще всего с этой целью устанавливают дополнительный вспомогательный светильник (3000 К) между зеркалом и креслом клиента. Можно устроить отраженный свет от стены, только потом падающий на клиента, но это довольно сложно, «высший пилотаж». Есть салоны, где в принципе технический свет исключительно отраженный – максимально мягкий при соответствии всем необходимым характеристикам. Это очень интересный, но крайне сложный вариант. Кто-то добивается мягкого освещения, устанавливая светильники за рассеивающими экранами.

Мы описали необходимый в рабочей зоне парикмахера технический свет, но не думайте, что он отменяет привычный нам интерьерный. Более того, часто технический свет делает помещение не очень уютным, у него другие задачи, и не во время работы стилиста он… не нужен. Поэтому рекомендуется снабжать каждое рабочее место отдельным выключателем и пользоваться техническим светом только в ходе оказания услуги. Когда же клиент заходит в салон, его должен встречать красивый интерьерный свет: здесь пригодятся разные варианты подсветки, дизайнерские световые сценарии, способные вызвать у клиента приятные эмоции.

Если вы только собираетесь открывать салон или если он уже работает, но в нем имеются проблемы с освещением, просто купить лампы, соответствующие указанным в данной статье параметрам, не всегда достаточно. Лучше всего заказать световой аудит, в ходе которого опытные специалисты полностью оценят состояние всего салона, так как правильная организация технического света зависит не только от ламп и их расположения, и подскажут наиболее выгодные по деньгами и наиболее интересные по решению варианты.

Например, чрезвычайно большую роль играет цвет стен и потолка. Ведь свет отражается от всех имеющихся в помещении поверхностей и его отраженный поток тоже влияет на ту световую ситуацию, которую мы имеем в зоне работы парикмахера. Неподходящий цвет стен может так сильно влиять на восприятие цвета в помещении, что сделает невозможной качественную работу стилистов. По этой причине в зоне работы парикмахеров запрещены яркие цвета, необходимы пастельные: белый, беж, слоновой кости и т.п. Это касается не только стены с зеркалами, но и боковых стен! Один именитый московский салон высочайшего уровня столкнулся с проблемой очень сильного искажения цветовосприятия. Причиной оказались… роскошные стены оттенка состаренного золота. Преломляясь о них, световой поток настолько сильно искажался, что работать было очень тяжело, клиенты не возвращались на повторное окрашивание и другие услуги, ведь в салоне они видели себя одними, а на улице оттенок их волос сразу же становился иным… В описанном нами случае причину искажения цветовосприятия в помещении определили именно при помощи светового аудита. Рекомендация специалистов – перекрасить стены.

Помимо цвета стен, необходимо со всей серьезностью подходить к подбору зеркал. Профессиональные зеркала для рабочего места парикмахера должны иметь высокую точность цвето- и светопередачи, в то время как на порядок более дешевым бытовым такой точности не требуется.

Теперь особо остановимся на вариантах ламп для технического освещения салона красоты. Наиболее доступный – люминесцентные светильники с упомянутыми нами выше показателями. Их самый большой недостаток – мерцание с частотой, которая очень сильно не соответствует биологическим особенностям человека. Частота их мерцания такова, что парикмахеры за день очень сильно устают, у них могут болеть голова и глаза.

Металлогалогенные лампы обеспечивают мощный световой поток, могут обладать необходимыми характеристиками, недороги, но медленно разгораются и долго выходят на нужную для работы стилиста яркость, до нескольких минут. Второй их недостаток – сильный нагрев. Если в помещении салона низкие потолки или недостаточно мощная вентиляция, в нем при длительном употреблении подобных ламп будет душно. Если они находятся рядом с клиентом, он может чувствовать дискомфорт от лишнего тепла.

Галогенные лампы по определению вырабатывают теплый свет. Чтобы «подогнать» под нужные в салоне показатели, его спектр выравнивают специальной колбой. Далеко не все такие лампы имеют нужный индекс цветопередачи.

Самый правильный выбор (хотя и самый дорогой) – светодиоды. Они способны обеспечить необходимую мощность света, экономичны, не греют и очень долговечны. Светодиоды – на сегодняшний день самое свежее достижение осветительной техники. Как любое новшество, с каждым днем они всё больше входят в нашу жизнь и, без сомнения, являются ближайшим будущим массового освещения.

Современные технологии производства светодиодов позволяют реализовать ситуацию, когда одна и та же лампочка может светить по-разному, менять цветовую температуру, давая возможность в зависимости от необходимости выбрать разные варианты освещения. Но… Как и всё новое, вместе с вдохновляющими возможностями светодиодные лампы принесли с собой и новые проблемы. Дело в том, что методики оценки индексов цветопередачи ламп были разработаны в 60–70-х годах прошлого века, когда светодиодов (как источников света) еще не существовало. И в 2007 году Международная комиссия по освещению (CIE) заявила, что «светодиодные источники света, использующие в своих конструкциях белые светодиоды, не могут проверяться на соответствие индекса цветопередачи по технологии CRI». Поэтому специально для учета качества цветопередачи светодиодов был разработан новый стандарт – CQS (Color Quality Scale). Именно на значения этого индекса в характеристиках ламп правильнее обращать внимание, если вы решили выбрать для освещения вашего салона красоты светодиоды.

Источник: krasivo.biz

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв